Страница участника краевого этапа
Всероссийского профессионального конкурса
«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА РОССИИ - 2018»

Педагогическая находка

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»
организованная образовательная деятельность с детьми
«Культура и искусство народов Крайнего Севера»
(подготовительная группа)

Тема: «Культура и искусство народов Крайнего Севера»

Цель:   создать   условия   для   формирования  представлений   о   традициях, культуре, быте и искусстве народов Крайнего Севера.

Задачи:

  • воспитывать интерес к России, как к многонациональной стране;
  • познакомить детей с национальной одеждой народов Крайнего Севера;
  • развивать у детей познавательный интерес, творческие способности;
  • расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей;
  • активизировать речь детей;
  • развивать мелкую моторику детей.

Методы и приёмы:

  • наглядные (демонстрация фильма и предметов быта, показ способов действий, показ образца);
  • словесные (рассказ педагога, беседа, вопросы, объяснение, указание);
  • игровые (воображаемая ситуация, внезапное появление объектов);
  • практические (упражнение).

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование:

Баннер с изображением собачьей упряжки, мультимедийное оборудование с фильмом о Крайнем Севере, изображения народных  орнаментов  для украшения одежды, ширма, на которой расположены предметы  для внутреннего убранства яранги (котел на треноге, кострище, циновки, шкуры животных, предметы быта, национальная одежда), столы и стулья по количеству детей, заготовки для повязок на голову по количеству детей, атласные ленты 4 цветов для шнуровки (белые, красные, синие, зелѐные) 20 штук *1 метр каждого цвета.

Планируемые результатыприменение полученных знаний, умений и навыков для организации самостоятельной игровой деятельности

Содержание:

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу показать вам, как интересна наша страна Россия и сколько разных народов живёт в ней! Я приглашаю вас отправиться  на Крайний Север! (звучит фонограмма собачьего лая). Отправимся мы на настоящей собачьей упряжке! Занимайте места! Ребята, вы не против, если я буду управлять упряжкой и показывать дорогу? (ответы детей, дети рассаживаются на стулья, перед которыми натянут баннер с изображением собачьей упряжки)

Воспитатель: Готовы? Держитесь крепче! Впереди будут крутые повороты и сугробы! Поехали!

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и прибыли! (видеоролик о Крайнем Севере, воспитатель рассказывает об условиях жизни, культуре и традициях народов Крайнего Севера)

Воспитатель: Посмотрите ребята — это тундра! Жить в тундре очень трудно! Здесь очень холодно. А под ногами находится вечная мерзлота. Большие деревья здесь не растут, потому что земля промерзла и не  отогревается даже летом. Растут только маленькие карликовые деревья, корни которых находятся близко на поверхности, растет трава, мох, некоторые кустарники. Они не боятся морозов, и как только начинается тепло, покрываются листьями. Растут здесь и ягоды летом – это голубика, брусника, морошка, клюква. Какие животные есть в тундре? (ответы детей: олени, белые медведи, песец, леменг, полярный волк, заяц беляк). Лето в тундре очень короткое. Летом бесконечные пространства тундры буквально насыщены  водой. Это и талые снеговые воды, и многочисленные озёра и болота, и реки.

Поэтому животный мир тундры пополняется огромным количеством водоплавающих птиц. Они находят в воде и водоросли, и личинок насекомых, да и от самих насекомых не отказываются.

Есть на Крайнем Севере моря и океан. Океан покрыт льдами, а вода в море очень холодная. Как вы думаете, какие животные и рыбы там живут? (правильно, тюлени, нерпы, киты и др.).

Народы Крайнего Севера занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Передвигаются жители Крайнего Севера чаще на оленях и на собачьих упряжках! Культура народов Крайнего Севера очень интересна! Танцы похожи на движения животных, а пение — на крики птиц! Дома у людей Крайнего Севера необычные. Они живут в чумах и ярангах, которые строят сами из веток деревьев и накрывают оленьими шкурами. Вы хотите войти в ярангу и посмотреть, что внутри? (воспитатель подводит детей к другой части групповой  комнаты,  где  расставлена  ширма,  украшенная  шкурами животных, национальными костюмами, разложено кострище, тренога с котлом, берестяная посуда, муляжи грибов и ягод)

Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь удобнее вокруг костра! В яранге нет диванов и кроватей, жители Крайнего Севера сидят и спят на полу, на шкурах животных. Готовят пищу на костре. Огонь помогает согреться! Как вы думаете, из чего готовят пищу? (ответы детей: грибы, ягоды, мясо, рыба) А что же сегодня на обед в нашей яранге? Посмотрим? (открывает крышку котла, дети видят грибы) Ответ детей (грибной суп).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые народные  костюмы  у жителей Крайнего Севера! (рассматривают костюмы, воспитатель обращает внимание на большое количества меха, обувь, головные уборы, орнамент на одежде)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые народные  костюмы  у жителей Крайнего Севера! (рассматривают костюмы, воспитатель обращает внимание на большое количества меха, обувь, головные уборы, орнамент на одежде)

Воспитатель: На Крайнем Севере очень много народностей! И каждый народ украшает одежду по-своему! Какой красивый орнамент  на одежде!

Орнамент – это повторяющийся геометрический рисунок.  Им украшают и  обувь, и одежду и головные уборы! Ребята, посмотрите какая интересная повязка на голову! Хотите узнать, как делают такие повязки? Тогда предлагаю вам отправиться в мастерскую! (дети переходят к столам и рассаживаются)

Воспитатель:  Орнаменты  на   одеждах  непростые!   Они   обозначают «След»  или  «Изображение».  Посмотрите,  какие  бывают  орнаменты!  Это  – «Вьюга», «След медведя», вот «Лисья лапа», «Заячьи уши», а вот «Оленьи рога». Цвет в одежде и орнаменте тоже не случайный. Может вы догадались, что он может означать? (ответы детей): синий цвет говорит о том, что край богат водоёмами, реками, озёрами. Красная полоса говорит о богатом урожаем ягод, зелёная – это цвет травы, а белый цвет — может вы сами догадались? Правильно, это, конечно, цвет снега, ведь зима здесь длится много месяцев.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать украсить повязку к празднику орнаментом? (ответы детей). Мастера, прежде чем начать работать, исполняют ритуальные народные танцы под звук бубна. Давайте выйдем из яранги и станцуем вместе с мастерами.

Физминутка (дети исполняют танец, подражая движениям животных и птиц, и копируя движения танца, который воспитатель включает на экране)

Воспитатель: Теперь мы готовы к работе в мастерской! (ребята садятся  за столы)

Воспитатель: Мастера предложили нам доделать орнамент «Заячьи уши». Перед вами повязки. Возьмите их. Уши зайца уже сделаны, а нам нужно продолжить орнамент со следами зайца. Найдите левый нижний угол на повязке. Первый след уже сделан. Теперь проденьте тесьму снизу вверх в отверстие. А затем опустите в соседнее отверстие сверху вниз. Появился второй след! Теперь самостоятельно сделайте остальные следы. Будьте внимательны. Как я уже говорила, орнамент – это повторяющийся рисунок. (Дети выполняют работу. Ребятам, которые справились первые, предлагаю по необходимости оказать помощь своим товарищам)

Заключительная часть

Воспитатель: Какие красивые у вас получились повязки, ребята! Давайте наденем их! Разбейтесь на пары и завяжите их друг другу.

Рефлексия:

Мы сегодня побывали с вами в удивительном месте (ответы детей). Что интересного мы видели? Чему научились? (предлагаю нескольким желающим ребятам рассказать о цветах полосок, на орнаменте и их обозначении. (звучит фонограмма собачьего лая)

Воспитатель: Ребята! Наши верные друзья заждались нас и хотят с ветерком домчать домой! Садитесь в упряжку, держитесь крепче! Поехали!

Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли. Упряжка в вашем распоряжении. Вы теперь знаете дорогу, можете управлять ею самостоятельно. Также вы  можете попробовать сделать другой орнамент на повязках. В мастерской вам будут всегда рады…

 

 

 

 

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА» (Открыть Pdf)

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта